Сумбурный пост про то, что накипело =/
Как обычно - с речевыми, стилистическими и пунктуационными ошибками. Прошу все это дело побороть, ибо суть - проблема актуальная.
По сложившемуся обыкновению, каждый из нас обладает неким набором ценностей столь для него существенных, что вполне себе можно было бы уродить эклектических масштабов философскую поэму, некий набор ценностных глав, объединенных названием "я считаю". К сожалению, это самое "я считаю", порой, опирается на столь забыкий лед, что он, треща, выдавливает из себя настоящий яд, источающий зловоние и разрушающий самые основы этого самого "я считаю". Сие деструктивное начало есть воплощение сатаны современной культуры, ее бич и люцифер, ее раковая опухоль и огромный пласт непонимания. Речь, естественно, об агрегаторах оценок. О метакритике, о кинопоиске, о томатах, о яндекс маркете, гугл плее, о любых сборниках "от 0 до 100" и всяких вот этих вот. Следует сразу предупредить, что безгрешных у нас нет, и что мое твердое нет всему этому мракобесию периодически как-то странно уплывает вдаль, выдавая пространно-необязательное: "блин, нихрена там критики понатыкали". Не понатыкали, блин.
И вот почему:
1. Усредненность. Любой мало мальски знакомый с 10балльной системой гражданин, едва завидев 6-7, воскликнет: «да, боги, это жи твердый середняк, пойду ка я гляну чего там еще». И никогда не учтет, что, например, 6 баллов для хоррор фильма классической закваски - высокая оценка, а 8 баллов для условной высотки(highrise в оригинале) - это слабо. Он глянет на 82% "нечто" (the thing), - ну мало ли, ткань реальности прорвется и где-то в культ классик фильмах ему выползет эта прекрасная рекомендация, - и вполне себе запишет в виш лист, вдохновленный, например, относительно недавним "it follows" (оно). И столкнется с проблемой, что 82% "it follows" и 82% "the thing" - это настолько далекие друг от друга 82%, настолько здоровая грань испорченного силикона и мнимого арт хауса их разделяет, что у героя этого примера вполне себе может зародиться здоровый вопрос "а в чем подвох?".А подвох в безликости. И в абсолютной относительности оценочных суждений и категорий сравнения. Но самая страшная штука тут именно в безликости. Оценка никогда не посчитает такую кучу нюансов, которые на нее повлияли, но вполне себе выдаст конечный результат, который, по сути своей, для пользователя окажется бесполезен.
2. Проблема творчества за номером 1. В любом виде искусства существует некая, полезная в узких кругах, штука, именуемая творческим видением. Причем, зачастую автор свой посыл переваривает в настолько страшную форму, что в итоге выволакивает какую-нибудь "нимфоманку" или, чего еще хуже, "трудно быть богом". Но существуют и более приземленные, более цитируемые способы переварить поп культуру в нечто авторско-субъективное. Например, последний "чужой: завет". Уж настолько полярным этот фильм получился, что, либо вы упоротый фанат и лепите новой части про ксеноморфа 8-10, либо вы закостенелый сноб и, нацепив моноколь, да подернув длиннющим усом, изрекаете свое "нет скафандров" и ставите 1. Конечный пользователь видит средний балл - 6. Что, естественно, совсем ему не говорит о том, что середина фильма наполнена режиссерским внутренним, концовку завалил монтаж, а начало существует только потому, что может. Другой пример - "Бэтмен против супермена", который получился настолько субъективным, настолько богатым на бэкграунд и лор, что выстреливает только у определенной категории населения этого земного шара. На кинопоиске у него 6.7, что может отпугнуть как потенциального сектанта товарища Снайдера, так и потенциального его ненавистника. Но ведь не узнаешь, пока не попробуешь!
Есть идея, что искусство - диалог, полярность мнений - есть спор, который рождает истину. Ну и вместо, например, потенциального фаната или хейтера, мы видим типичного "опять середняк, не буду тратить время".
3. Проблема творчества за номером 2. Глобальная проблема - стремление получить хорошую оценку. Например, любые последние фильмы марвел получают хорошие оценки, но они и все сделаны в одной канве. Каждый марвеловский фильм прощупывается с самого начала до самого конца - ты знаешь каким будет и начало, и середина, и конец. Немного хороших актеров, спецэффектов, безликого музыкального аккомпанемента - готово, 8 баллов. Показательный пример – недавняя чудо-женщина. Замечательная авторская вселенная, где и Нолан побывал и Снайдер отметился, и не очень "отряд самоубийц", который все равно остался самобытным экспериментом, ломается под натиском успешного конкурента. В итоге - обычный супергеройский боевик, коих пруд пруди, представляющий собой культурную ценность примерно нулевого уровня. Другой пример – строительство вселенных: продиджиум, монстерверс, трансформеры. Все развлекательное кино хочет как у марвел. Вы вполне резонно можете возразить: «но что не так, они же не на оценки ориентируются, а на кассу, которые эти фильмы собирают?». Я бы даже согласился, только известны случаи, когда за хорошие баллы господ разработчиков/режиссеров премируют, что автоматом ставит создателей в определенные рамки. «А чего там такого эти наши конкуренты наснимали, что у них все подряд и получается хорошо и собирает неплохо?» И делают ровно тоже самое.
Можно еще припомнить про субъективность восприятия оценок, про искаженное трактование (люди не воспринимают оценки как шкалу 1-10, они воспринимают их как шкалу 5-10), про скандал с баллами новой зельды, про стандартизацию вина после введения этой деструктивной системы, но итак тут простыня расстилается, куда еще?
Ну и собственно я вас совершенно искренне заклинаю на одно простое действие - просто взять и бросить воспринимать оценки как нечто важное. Не смотрите там вообще на баллы последних пиратов или мумии, к черту их, надо вообще запретить оценивать развлекательное кино. Может, заглянув на томаты и приняв стоическое "нет", вы пропускаете нечто такое, что обязательно вас зацепит, влюбит вас в себя, заставит пересматривать/переслушивать/переигрывать. Ибо все мы, граждане, существа различные, каждый любит что-то свое, отстаивает свои интересы и предпочтения. Любой предмет современной поп культуры, оцененный как середняк, может для вас быть тем самым опус магнумом, а любой хит потратит ваше время. Главное, убедиться в этом на личном опыте, а не отмахиваться метакритиком. Ведь каждый из нас воспринимает любой продукт на основе собственных эмпирических суждений, и никто вам этого дела не заменит.